Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
|
Время проведения в режиме дня
|
Особенности методики проведения
|
Ответственный
|
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
|
1. Ритмопластика
|
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста
|
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
|
воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель
|
2. Динамические паузы
|
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
|
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
|
Воспитатели
|
3. Подвижные и спортивные игры
|
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
|
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
|
Воспитатели, воспитатель по физической культуре
|
4. Релаксация
|
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп
|
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
|
Воспитатели, воспитатель по физической культуре, психолог
|
5. Игровой час во вторую половину дня
|
Для всех возрастных групп, в игровых зонах.
|
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
|
Все педагоги ДОУ
|
6. Гимнастика пальчиковая
|
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
|
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
|
Воспитатели, учитель-дефектолог
|
7. Гимнастика для глаз
|
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
|
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
|
Все педагоги
|
8. Гимнастика дыхательная
|
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
|
Все педагоги
|
9. Гимнастика бодрящая
|
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
|
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
|
Воспитатели
|
10. Гимнастика корригирующая
|
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
|
Воспитатели, воспитатель по физической культуре
|
11. Гимнастика ортопедическая
|
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
|
Воспитатели, воспитатель по физической культуре
|
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
|
12. Физкультурное занятие
|
2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.
|
Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
|
Воспитатели, воспитатель по физической культуре
|
13. Игротреннинги и игротерапия
|
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
|
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
|
Воспитатели, педагог-психолог
|
14. Коммуникативные игры
|
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
|
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
|
Воспитатели, педагог-психолог
|
15. Занятия из серии «Здоровье»
|
1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста
|
Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
|
Воспитатели, воспитатель по физической культуре
|
16. Самомассаж
|
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
|
Воспитатели, ст. медсестра, воспитатель по физической культуре
|
17. Точечный самомассаж
|
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
|
Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал
|
Воспитатели, ст. медсестра, воспитатель по физической культуре
|
3. Коррекционные технологии
|
18. Технологии музыкального воздействия
|
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
|
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
|
Все педагоги
|
19. Сказкотерапия
|
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
|
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
|
Воспитатели
|
20. Технологии воздействия цветом (авторская программа по арттерапии)
|
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
|
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
|
Воспитатели, педагог-психолог
|
21. Технологии коррекции поведения
|
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
|
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
|
Воспитатели, педагог-психолог
|
22. Фонетическая ритмика
|
2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.
|
Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений
|
Воспитатели, воспитатель по физической культуре, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель
|
|
|
|
|
|
|