Программа кружка «Учимся читать»
I. Актуальность.
В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) - одно из тяжелых речевых нарушений, которое приводит к плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении влекут за собой грубые ошибки на письме, в чтении, к неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а, значит, и к оскудению русского языка в целом.
Обучение грамоте детей 6-и летнего возраста с ОНР III уровня является необходимым условием в успешной коррекции речевых нарушений. Несформированность, а в некоторых случаях и грубое нарушение фонематического слуха не позволяют детям в полной мере овладеть звуковым анализом слова: дети с трудом могут выделить на слух заданный звук из ряда данных, не определяют начальные и конечные звуки в слове, место звука в слове, не дифференцируют звуки по слуховому и артикуляторному сходству. Обучение чтению, знакомство с буквами в данном случае выполняет компенсаторную функцию: при несформированном фонематическом слухе на помощь подключается зрение.
Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Кружок «Учимся читать» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
Новизна программы.
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
II. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа адресована детям 6-7 лет с общим недоразвитием речи 2-3-го года обучения в группе компенсирующей направленности. Программа предназначена для обучения чтению детей. Данная рабочая программа разработана на основе программы «Обучение грамоте» (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).
Последовательность изучаемых букв обусловлена последовательностью постановки звуков учителем – логопедом. Сначала изучаются буквы, обозначающие гласные звуки, затем согласные от простых в произношении к сложным.
Цель программы:
Предотвратить появление нарушений при овладении процессами письма и чтения у детей.
Задачи:
- Формировать языковой анализ и синтез слов.
- Формировать буквенный гнозис.
- Формировать навык слого-слияния.
- Обучать грамотному, осознанному чтению.
- Развивать психологические процессы.
- Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
- Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию
Программа разработана с учетом основных принципов:
- Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
- Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
- Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
- Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
- Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения (октябрь – май)
64 занятия для детей 6 – 7 лет с разным уровнем речевого развития.
Формы и режим занятий.
Проведение занятий планируется 2 раза в неделю фронтально,
продолжительностью 25 минут во вторую половину дня.
Ожидаемые результаты.
По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык
осознанного грамотного чтения.
III. Содержание программы
Организация процесса обучения
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
Содержание занятий:
В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия. Изучение материала происходит от простого к сложному. От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухо-произносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу).
1. Звуки:
- понятие «звук»;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2. Буквы:
- Графическое обозначение звука буквой.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.
- Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы;
- Стихотворное описание графического образа буквы.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
- Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
- Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
- Обведение буквы по трафарету;
- Обведение буквы по контуру;
- Запись буквы в воздухе;
- Выкладывание с помощью счетных палочек, фасоли, и т.д.
- Дифференциация понятий «звук» и «буква»;
3. Слоги:
- подбор слов на заданный слог;
- составление слогов из букв.
- чтение прямых и обратных слогов
4. Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
- чтение одно и двусложных слов без стечения согласных.
5. Предложение.
- Составление предложений с заданным словом;
- Подсчет слов в предложении;
- Чтение простых предложений.
Мониторинг
Мониторинг проводится 2 раза в год.
Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг в начале года с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Для определения уровня усвоения программы мониторинг проводится в конце года.
По окончании обучения
Дети должны знать:
- определения понятий: звук, буква, слово, предложение, текст;
- отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков;
- графическое обозначение звуков и слов;
Дети должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
- различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение;
- определять в словах место и последовательность звуков;
- определять количество звуков в словах, слов в предложениях,;
- выполнять звукобуквенный анализ слов;
- плавно читать целыми словами,
- читать короткие предложения типа: У Тани кот.
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
- проводить звуковой анализ слов (мишка, сумка и др.).
IV. Литература и оборудование.
Список оборудования и материалов:
- Рабочие тетради дошкольника;
- Магнитная азбука;
- Графические изображения букв;
- Индивидуальные магнитные азбуки;
- Карточки для индивидуального чтения;
- Фланелеграф;
- Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;
Список литературы:
1. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.
2. О.А. Ишимова. От буквык слогу и словам. М.: Просвещение, 2014 г.
3. О.А. Ишимова. От слога к слову. М.: Просвещение, 2014 г.
4. О.А. Ишимова. Читаю словами. М.: Просвещение, 2014 г.
5. О.А. Ишимова. Читаю и понимаю. М.: Просвещение, 2014 г.
6. О.Б. Иншакова. Развитие читательских навыков у детей. М.: Владос, 2014 г.
|