Суббота, 04.05.2024, 04:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Портфолио Людмилы Николаевны Жамойда

Категории раздела
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа кружка "Учимся читать"

 

Программа кружка «Учимся читать»

 

I. Актуальность.

 

В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) - одно из тяжелых речевых нарушений, которое приводит к плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении влекут за собой грубые ошибки на письме, в чтении, к неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а, значит, и к оскудению русского языка в целом.

Обучение грамоте детей 6-и летнего возраста с ОНР III уровня является необходимым условием в успешной коррекции речевых нарушений. Несформированность, а в некоторых случаях и грубое нарушение фонематического слуха не позволяют детям в полной мере овладеть звуковым анализом слова: дети с трудом могут выделить на слух заданный звук из ряда данных, не определяют начальные и конечные звуки в слове, место звука в слове, не дифференцируют звуки по слуховому и артикуляторному сходству. Обучение чтению, знакомство с буквами в данном случае выполняет компенсаторную функцию: при несформированном фонематическом слухе на помощь подключается зрение.

Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Кружок «Учимся читать» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.

 

Новизна программы.

В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

 

II. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа адресована детям 6-7 лет с общим недоразвитием речи 2-3-го года обучения в группе компенсирующей направленности. Программа предназначена для обучения чтению детей. Данная рабочая программа разработана на основе программы «Обучение грамоте» (авто­ры Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).

Последовательность изучаемых букв обусловлена последовательностью постановки звуков учителем – логопедом. Сначала изучаются буквы, обозначающие гласные звуки, затем согласные от простых в произношении к сложным.

 

Цель программы:

Предотвратить появление нарушений при овладении процессами письма и чтения у детей.

 

Задачи:

  • Формировать языковой анализ и синтез слов.
  • Формировать буквенный гнозис.
  • Формировать навык слого-слияния.
  • Обучать грамотному, осознанному чтению.
  • Развивать психологические процессы.
  • Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
  • Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию

 

Программа разработана с учетом основных принципов:

  • Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
  • Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
  • Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  • Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
  • Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

 

Сроки реализации программы.

 

Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения (октябрь – май)

64 занятия для детей 6 – 7 лет с разным уровнем речевого развития.

 

Формы и режим занятий.

 

Проведение занятий планируется 2 раза в неделю фронтально,

продолжительностью 25 минут во вторую половину дня.

 

Ожидаемые результаты.

 

По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык

осознанного грамотного чтения.

 

 

III. Содержание программы

 

Организация процесса обучения

Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

 

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

 

Содержание занятий:

В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия. Изучение материала происходит от простого к сложному. От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухо-произносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу).

 

1. Звуки:

  • понятие «звук»;
  • акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие;
  • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких согласных;
  • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
  • звуковой анализ состава слогов и слов;
  • чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

 

2. Буквы:

  • Графическое обозначение звука буквой.

 

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.

 

  • Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы;

  • Стихотворное описание графического образа буквы.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

  • Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
  • Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
  • Обведение буквы по трафарету;
  • Обведение буквы по контуру;
  • Запись буквы в воздухе;
  • Выкладывание с помощью счетных палочек, фасоли, и т.д.
  • Дифференциация понятий «звук» и «буква»;

 

3. Слоги:

  • подбор слов на заданный слог;
  • составление слогов из букв.
  • чтение прямых и обратных слогов

 

4. Слова:

  • выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
  • составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
  • восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
  • последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
  • чтение одно и двусложных слов без стечения согласных.

 

5. Предложение.

  • Составление предложений с заданным словом;
  • Подсчет слов в предложении;
  • Чтение простых предложений.

 

Мониторинг

Мониторинг проводится 2 раза в год.

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мони­торинг в начале года с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных спо­собностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать ин­дивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Для определения уровня усвоения программы мониторинг проводится в конце года.

 

По окончании обучения

Дети должны знать:

  • определения понятий: звук, буква, слово, предложение, текст;
  • отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков;
  • графическое обозначение звуков и слов;

 

Дети должны уметь:

  • различать гласные и согласные звуки;
  • дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
  • различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение;
  • определять в словах место и последовательность звуков;
  • определять количество звуков в словах, слов в предложениях,;
  • выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • плавно читать целыми словами,
  • читать короткие предложения типа: У Тани кот.
  • составлять из букв разрезной азбуки слова.
  • проводить звуковой анализ слов (мишка, сумка и др.).

 

IV. Литература и оборудование.

 

Список оборудования и материалов:

 

  1. Рабочие тетради дошкольника;
  2. Магнитная азбука;
  3. Графические изображения букв;
  4. Индивидуальные магнитные азбуки;
  5. Карточки для индивидуального чтения;
  6. Фланелеграф;
  7. Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;

 

Список литературы:

 

1. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Прес­са», 2004 г.

2. О.А. Ишимова. От буквык слогу и словам. М.: Просвещение, 2014 г.

3. О.А. Ишимова. От слога к слову. М.: Просвещение, 2014 г.

4. О.А. Ишимова. Читаю словами. М.: Просвещение, 2014 г.

5. О.А. Ишимова. Читаю и понимаю. М.: Просвещение, 2014 г.

6. О.Б. Иншакова. Развитие читательских навыков у детей. М.: Владос, 2014 г.

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ЖаЛюНик (19.04.2019)
Просмотров: 191 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
3D поиск
Цитаты

Îáðàçîâàíèå íå äàåò ðîñòêîâ â äóøå, åñëè îíî íå ïðîíèêàåò äî çíà÷èòåëüíîé ãëóáèíû
Наш опрос
Если Вы работаете в сфере образования, укажите, пожалуйста, с какой категорией детей Вы работаете:
Всего ответов: 16