Автоматизация звука [с] в словах и предложениях.
Цели:
1. Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук [с] в словах и предложениях. Упражнять в составлении предложений по опорным картинкам, в подборе антонимов, в образовании родственных слов. 2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие. Развивать устойчивость, переключение, распределение внимания. Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление. 3. Воспитательные: воспитывать интерес к слову, мотивацию к занятиям.
Оборудование:
Персональный компьютер, презентация Microsoft Office Power Point «В гостях у Сони», карандаш, тетрадь.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Знакомство с Соней. Логопед: «Сегодня мы с тобой познакомимся с девочкой Соней. Скажи, какое настроение у Сони? (Соня грустная). Почему Соня грустная? (Ей не с кем поиграть). Давай поиграем с Машей и развеселим ее».
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия. Логопед: «А еще Соня грустная потому, что не умеет произносить звук [с]. Давай мы ее научим».
2. Изолированное произнесение звука [с].
Игра «Ветерок». Логопед: «Посмотрела Соня в окошко и увидела, что дует ветер, качаются деревья. Решила она тоже поиграть в игру «Ветерок». Упражнения «Задуй свечку», «Сдуй листочки».
3. Автоматизация звука [с] в словах.
Игра «Отбери картинки со звуком [с]». Логопед: «Решила Соня поиграть. У нее в комнате было много игрушек. Назови их. (Телефон, бусы, осёл, скакалка, кубики, собака, сумка).
Соня играла с теми предметами, в названии которых есть звук [с]. Назови эти предметы. (Бусы, осёл, скакалка, собака, сумка).
Назови эти предметы ласково. (Бусы - бусинки, осёл – ослик, скакалка – скакалочка, собака – собачка, сумка – сумочка).
С какими предметами Соня не играла? (Соня не играла с кубиками и с телефоном) Почему?» (В словах кубики, телефон нет звука с).
Игра «Скажи наоборот». Логопед: «Любимая игра Сони - «Скажи наоборот». Давай поиграем вместе с ней в эту игру». Логопед: «Один дом высокий, а другой (низкий). Одно полотенце широкое, а другое (узкое). Одно бревно тонкое, а другое (толстое). У одного мальчика руки грязные, а у другого (чистые).
4. Физминутка «Самолет». Логопед: «Скучно стало Соне. «Села» она в самолет и полетела к маме. (Координация речи с движениями). Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.
5. Автоматизация звука [с] в предложении.
Игра «Мы лепим». Логопед: «К Соне пришел ее друг Слава. Они взяли пластилин и начали лепить. Назови предметы, которые они слепили. (Лиса, собака, солдат, космонавт, миска, стакан).
Соня лепила предметы, в названии которых звук [с] стоит в начале слова, а Слава – в конце слова. Расскажи, кто что слепил». Ребенок: «Соня слепила собаку, солдата, стакан, а Слава слепил лису, космонавта и миску».
Логопед: «Назови слова, состоящие из двух слогов. (Стакан, лиса, миска, солдат). Назови слова, состоящие из трех слогов. (Собака, космонавт).
Игра «Подружи картинки». Составление предложений по двум опорным картинкам. Логопед: «Соня и Слава придумали нам задание: нужно подружить две картинки между собой, а именно: придумать предложение с этими картинками».
Лексический материал: сова - сосна, Света – сумка, Слава - самолет, солдат – пистолет. Ребенок: «Сова сидит на сосне. У Светы есть сумка. Слава летал на самолете. Стакан стоит на столе».
Анализ предложения: Слава летал на самолете. Логопед: «Назови первое слово в этом предложении (Слава). Назови последнее слово (самолет). Посчитай, сколько слов в этом предложении. (Четыре). Назови коротенькое слово. (На). Выложи схему этого предложения.
Игра «Сравни картинки». Логопед: «Соня и Слава пошли на прогулку. Там они слепили снеговиков. Расскажи, чем отличаются их снеговики». Ребенок: «У Сониного снеговика нос из морковки, а у Славиного из палочки. Сонин снеговик веселый, а Славин грустный. За Сониным снеговиком растет береза, а за Славиным – ёлка. Сониному снеговику светит солнце, а Славиному – месяц».
Игра «Слова-родственники».
Логопед: «Соня и Слава лепили снеговиков из снега. Задумались они: снеговик, снег... очень похожие слова. Посмотрели они вокруг и придумали еще много похожих слов к словам снег и снеговик. А ты придумал? Назови их» (снег, снеговик, снежный, снежинка, заснеженный, снегурочка). В случае затруднения логопед помогает ребенку. Логопед: «Сугроб (какой?) - (снежный), ёлка (какая?) - (заснеженная), ком (какой?) - (снежный); красногрудый (кто?) - (снегирь), пушистые (что?) - (снежинки), внучка Деда Мороза (кто?) - (снегурочка).
Игра «Чего не хватает». Логопед: «Соня и Слава подарили тебе картинки. Назови их. Соня нарисовала предмет, название которого состоит из одного слога, а Слава – из трех слогов. Угадай, кто что нарисовал (Соня нарисовала стул, а Слава нарисовал самосвал).
Логопед: « Ребята не успели дорисовать свои картинки. Расскажи, чего не хватает у этих предметов. (У стула не хватает спинки. У самосвала не хватает колеса). Дорисуй эти части».
Логопед: «Расскажи, с чем стул? (Стул со спинкой). С чем самосвал? (Самосвал с колесом).
III. Итог занятия. Логопед: «Скажи, какое настроение было у Сони в начале занятия?» (Грустное). Посмотри, какое настроение у Сони сейчас. (Веселое). А как ты думаешь, почему Соне стало весело? (Потому что к Соне пришел ее друг Слава). Логопед: «А я думаю, что у Сони поднялось настроение потому, что она научилась произносить звук [с]. Это ты её научил. Соня благодарит тебя за помощь и говорит тебе: «Молодец!» А нам пора возвращаться домой. Скажи, понравилось тебе играть с Соней? А что тебе понравилось больше всего? Какой звук ты старался произносить правильно на протяжении всего занятия?».
|