Пятница, 11.07.2025, 01:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Портфолио Людмилы Николаевны Жамойда

Категории раздела
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Обучение дошкольников пересказу
03.03.2013, 09:08
«Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию»

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и др.
Пересказ литературных произведений в детском саду это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи.  До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.  
Уже во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и  сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность  детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или  предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки).  Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. 
Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественых произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.
Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения.  Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу  и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.
 В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.
Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем: 
доступное, понятное детям содержание; 
разнообразие жанров; 
четкая композиция; 
простой  и грамотный  язык с использованием разнообразным языковых средств; 
небольшой объем.
Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).
Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия. 
Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть. 
Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.
Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.
Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Рассказы Л.Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно: текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как "Косточка", "Лев и собачка" и др. Можно также использовать произведения В. Осеевой, В. Бианки, М. Пришвина. 
Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.
Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.
Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ описанием, которого может и не быть, например, в сказке. В процессе наблюдений выяснилось, что если у детей есть представление о предмете или явлении, описываемом в рассказе, то они без затруднения и с интересом дают его описание. Если же внимание детей сосредоточено на сюжете, то они пропускают описательные места. Следовательно, для пересказа надо предлагать такие произведения, в которых описания не совпадают с моментом особенно сильного сюжетного напряжения. 
В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. Относительно этого параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать следующее:
если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя;
в начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.
Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее. 
Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.
Построение занятия определяется разнообразием его задач.
Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
Задачи: 
выяснить знания детей по теме произведения;
обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Подготовительная беседа (анализ произведения).
Цели ее:
уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий), 
привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), 
активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). 
Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 
4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом  уместна установка на пересказ, например:  «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее  подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети). 
Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»
Остановимся подробнее на приемах обучения детей  пересказу.
Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:
рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа; 
наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
Приемы, работы над текстом произведения:
беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
выделение из текста фраз к каждой картинке;
придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
составление плана произведения  (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).
Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:
Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора).


Список литературы:
1. Бородич А. М.  Методика развития речи детей, М., 1981 г. 
2. Глухов В.П.  Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М.: «ГНОМ и Д», 2003 – 48 с.
4. Короткова Э.П.  Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., «Просвещение», 1982 – 128 с

Категория: Мои файлы | Добавил: ЖаЛюНик
Просмотров: 15273 | Загрузок: 0 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 6
6 JeffreyOccup  
0
http://mysite.ru - http://mysite.ru

5 Samuedrigh  
0
http://lximelami.ru Вы можете посмотреть видеоприкол без регистраци. Прикольно.

4 Felineergi93m  
0
http://www.warsztat-art.pl/kupujemy-opony-rolnicze
Shopping for a new or used auto might be a hard process unless you know what you are undertaking. By educating yourself about auto buying before you go to the car dealership, you could make points easier yourself. The following advice can help your next purchasing journey be a little more enjoyable.

Generally bring a technician alongside when looking for a whole new car. Vehicle merchants are well known for marketing lemons and you may not want to be their next patient. If you can not obtain a mechanic to consider vehicles together with you, no less than be sure that you have him evaluate your ultimate decision before buying it.

Know your limits. Prior to starting shopping for your auto or pickup truck, determine what you can manage to shell out, and follow it. Don't neglect to include curiosity about your calculations. You can expect to pay around twenty percent as an advance payment as well, so be ready.

Well before going to a car dealership, know what sort of vehicle you want. Study most of you choices prior to store shopping in order to figure out what works well with your finances and family members needs. Do your research to discover exactly how much you ought to be paying for a potential automobile.

Prior to signing any deal take the time to study each and every line, for example the fine print. If you find nearly anything listed that you simply do not comprehend, tend not to indicator till you receive an solution that you simply recognize. Unsavory salesmen are able to use a legal contract to insert several costs that had been not mentioned.

Should you maintain the previous assistance under consideration the next time that you simply go buying a automobile, you will certainly be prone to obtain a good bargain. Buying a automobile lacks as a headaches. Use the ideas using this article and you can obtain the car you would like in a excellent value.

3 DemoputetorusFY  
0
donoim@bk.ru

2 gHgbluh  
0
How in the direction of System a Mount Buller Holiday vacation


If yourself are taking into consideration a Mount Buller trip, on your own are picking out a desired destination holiday vacation that sets your self aside towards the loosen up. It does not choose extended for fresh targeted visitors in the direction of Mt Buller and Mansfield in direction of instantly slide within take pleasure in with the environment and natural environment of a tranquil oasis that generates for the best holiday any period of calendar year. If by yourself are fascinated inside creating a family vacation that is a very little choice and a notch or 2 previously mentioned the common trip, then your self really should choose a Mt. Buller family vacation for your future holiday. Right here your self will obtain out anything by yourself will need toward comprehend that will support on your own program your Mansfield trip or upcoming own trip http://www.noclegi-w-rewalu-2016.com.pl/noclegi-w-rewalu/pokoje-rewal-kiedy-nad-morze - Pokoje Rewal.
Mansfield Lodging will be in between your initial elements in direction of monitor off of your in the direction of do listing. The to start with level oneself require in direction of appearance if oneself will be using convenience of Mt. Buller working day excursions will be the Alzburg vacation resort. This vacation resort deals all of the features by yourself will need toward produce your holiday a person that will be remembered without end. Yourself will drop within just take pleasure in all more than back again at Alzburg Though on your own acquire section within just their Mt Buller lodging systems, and your self will be geared up in direction of e-book your following holiday vacation right here prior to by yourself even go away.
http://s11.postimg.org/wxsjmdbz7/jodlowa.jpg
Snowboarding could be your video game of alternative and may possibly be the sole explanation your self are contemplating this family vacation. If thus, on your own will will need toward decide on a Mansfield lodging provider that will guidance yourself inside of the preparations required for a Mansfield Ski Seek the services of or Mt Buller raise tickets. Even though snowboarding is a fairly outstanding recreation in just the Space, if contributors of your social gathering are not eager for the slopes, on your own might furthermore seem for resorts that will support by yourself organize Mt. Buller working day excursions that will pride any traveler http://www.pokoje-w-rewalu-2016.com.pl/plaza/pokoje-w-rewalu-wyprawa-z-maluchem - Pokoje w Rewalu.
The summer season weeks give an abundance of alternatives for both Mt Buller working day excursions or selection out of doors routines. Your self can delight in horse driving, mountain cycling, climbing, or even rock rising if yourself are the chaotic design and style. Snowboarding is not the basically match inside the winter season, and yourself could possibly furthermore choose snow shoeing, ice skating, or even tobogganing.
Within addition in direction of a huge wide variety of bodily things to do that yourself can get pleasure from, your self in addition require in direction of come across Mansfield lodging that is in the vicinity of or centrally identified towards the improved buying and eating amenities within just the nearby. The regional pieces of Merrijig and Mansfield are residence towards a range of dining places that will provide options that will make sure you any one. No matter whether by yourself are searching for a wonderful eating ecosystem, or a relaxed eatery or café, by yourself will uncover it listed here. Within just addition, there is a heavy business heart below property towards banking companies, marketplaces, and pharmacies towards satisfy any demands of yours that may perhaps appear up through your trip http://www.pokoje-w-rewalu-2016.com.pl/pokoje/ile-kosztuja-wczasy-nad-morzem - Pokoje Rewal.
As yourself can perspective, there are a variety of factors that deliver Mt. Buller and Mansfield a vacation spot of final decision for at present's traveler. If yourself are on the lookout for a spot family vacation that is over typical in just phrases of practical experience, begin coming up with your Mansfield lodging presently!

1 AviollaPem  
0
Здравия,можно http://roof91.hozmag.su/shop/cats-691.html - вот тут
или http://tile12.hozmag.su/sale/cat-747.html - на сайте
,а можно http://krovla12.hozmag.su/catalog/zabory-iz-profnastila-dvukhstoronnego-moskva-328.html - на этом сайте
,ну или http://krovla23.hozmag.su/moll/profnastil-dlia-zaborov-v-donetske86.html - на сайте
и на последок http://krovla96.hozmag.su/store/page-408.html - тут
прицениться

Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
3D поиск
Цитаты

Îáðàçîâàíèå íå äàåò ðîñòêîâ â äóøå, åñëè îíî íå ïðîíèêàåò äî çíà÷èòåëüíîé ãëóáèíû
Наш опрос
Если Вы работаете в сфере образования, укажите, пожалуйста, с какой категорией детей Вы работаете:
Всего ответов: 16